schools

Обучение и детский жизненный мир

Сегодня думала о том, что в психологии есть несколько концепций, которые признают одновременно детское и взрослое в человеке. Даже в моих скудных запасах психологических знаний нашлось, как минимум, две: состояния «ребенка», «взрослого» и «родителя» Эрика Бернаи четыре жизненных мира Ф. Василюка (детский, реалистичный, творческий, ценностный). Мне показалось, что эти картинки очень хорошо применимы и к обучению.

Без попытки создать «универсальный инструмент решения всех проблем в образовании» просто опишу свой опыт обучения в «детском» и «взрослом» жизненных мирах.

Когда я закончила университет, мне через какое-то время вдруг стало скучно без новых знаний — и я решила учить испанский. Это было милое приключение! Я откопала концепцию Умина («Иностранный легко и с удовольствием»), она мне страшно понравилась. Учиться нужно было каждый день, меня это не напрягало. Вдруг появились какие-то латиноамериканские приятели, и у меня была огромнейшая эйфория, что я могу понимать и — пусть криво — что-то там рассказывать обо всем на свете. Это было ребячество. Испанский ни для чего конкретного мне не был нужен, мне просто нравилось. Например, когда нужно было ехать в трамвае, я с удовольствием доставала плейер и распечатки.

А потом пришел взрослый :) Т.е. у меня появилась идея, что это классная методика и хорошо бы ее нести в массы. Но для этого нужно в таком славном темпе и режиме доучить испанский до приличного уровня, сдать международный тест, чтобы удостовериться самой и убедить других, что это работает. Дня три была эйфория от поставленной цели, но потом запал пошел на спад. Я стала увиливать от занятий, почему-то уставать — и вдруг 15-20 минут в день мне стали казаться уймой времени.

Прошло уже несколько лет, а DELE B2 я так и не сдала.Похожая история случилась потом с французским. Внутренний ребенок, которому было интересно просто что-то делать, испугался целей и ответственности — и зажался. При этом с языками, мои интересом к ним и методикой ничего не стало. Просто внутренний тумблер переключился.

Мне кажется, что большинство детей просто наслаждаются познанием нового. Это совершенно непрагматичный процесс. Едва ли кто-то из малышей наблюдает за крыльями бабочки, чтобы потом это как-то применить. Во взрослом мире принято, что учиться нужно зачем-то (сдать экзамен, поступить в университет, продвинуться по службе). Это «зачем-то» задает цели и план.

Я подумала, что в детском мире энергия для обучения черпается в процессе познания. Интерес и есть эта движущая энергия. А во взрослом мире цель и видение результата дают силы продолжать. Например, моя цель с испанским не была достаточно сильной, она была немного надуманной. Вот я и «сдулась», еще и внутренний ребенок начал капризничать и топать ножкой из-за того, что его к чему-то принуждают, взваливают на него ответственность.

Как это применимо в обучении?

Как правило, если какая-то идея работает для кого-то одного, всегда найдутся люди, для которых эта же идея тоже окажется ресурсной. И я задумалась, можно ли мой личный опыт как-то систематизировать. Что ж… попробую.

Хотя вообще-то это все далеко не ново

Это противопоставление, которое я только что задала, — одно из ключевых в педагогике. Несколько сотен лет идет сражение двух идеологий: одна говорит, что дети сами стремятся к учебе; другая выступает за то, что детям не хватает интеллекта мыслить вперед и определять приоритеты. Один полюс за то, что обучение — естественная радость, другой — естественная необходимость.

Речь сейчас не о том, что лучше: традиционная школа или Саммерхилл. Речь о том, как эта крупица знаний про детский и взрослые жизненные миры может помочь в конкретном случае.

1) Лично для меня решением было бы не ставить цели, когда они не нужны. В случае с иностранными языками возникает сразу вопрос: а как же я буду учиться каждый день, если нет такой цели? Как себя мотивировать? Парадоксальным образом, оно обычно само учится. Например, в изучении языков очень многое можно подстраивать под интересы и делать с удовольствием — книги, фильмы, статьи, музыка. Дети же играют каждый день, и ничего )

2) Понимать, что любой исход положительный. Выучу или не выучу — все равно молодец. Что-то лучше, чем ничего. Сказать владельцу кафе в Испании «Gracias, muy rico» лучше, чем ничего не говорить, даже если потом ничего не понять из его ответа.

3) Роль взрослого в таком типе обучения, мне кажется, сводится к тому, чтобы вовремя подавать нужную игрушку и вовремя переключать внимание на что-то другое. Досуг ведь можно по-разному проводить.  Поэтому достаточно ненавязчивой подсказки, что-де можно с испанским повозиться. А если нет, то и нет.

А еще если долго играть с чем-то одним, то это приедается. Так же и с обучением. Лучше маленькими порциями, чем сразу слопать миску гречневой каши и потом ненавидеть ее лет десять. Переключить внимание — важно. Хотя не менее важно не переусердствовать с ограничениями.

Эти три нехитрых правило едва ли можно перенести на все образование, но, быть может, для кого-то они окажутся полезными в самообучении.

Ну что, Катя, сахарного петушка в рот и за испанский?


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *